Анонимки еще с незапамятных времен являются неотъемлемой частью жизни нашего общества, поэтому поиск их авторов - постоянная головная боль для сотрудником подразделений безопасности государственных и негосударственных структур. Назначение анонимных писем может быть различным: это и угроза террористического акта, слив компромата и, наконец, тривиальное вымогательство определенных денежных сумм.
Для сбора сигнальной информации об анонимных текстах в Ваш адрес необходимо наличие специальной системы информирования о данных фактах. Ибо как говорили древние: “Кто предупрежден, тот вооружен”. Факты появления злобных измышлений или частичной относительно достоверной информации о Вас и Вашем бизнесе не должны застать Вас врасплох. Поэтому как завещал великий Дейл Карнеги заводите друзей и связи во всех контролирующих и т.д. и т.п. органах.
Кстати, по заявлению в СМИ одного из старших офицеров налоговой полиции одним из самых эффективных способов выявления злостных неплательщиков налогов являются анонимные письма, авторами которых в большинстве случаев бывают обманутые жены и брошенные любовницы бизнесменов.
Естественно, что на самом первом этапе выявления фактов рассылки анонимных писем о Вас и Вашем бизнесе необходимо тщательно проанализировать насколько излагаемая в документе фактура может быть подтверждена документально или свидетельскими показаниями, и предусмотреть план мероприятий по нейтрализации возможных последствий.
При получении информации о распространении анонимных писем в отношении Вас или Вашего бизнеса необходимо обязательное исследование оригинала письма (далее документ), желательно также получить и оболочку в которой оно пришло (конверт или что-то подобное). Причем наличие именно оригинала, а не копии очень важно для проведения дальнейшего расследования по многим причинам.
Возможный алгоритм исследования имеющегося анонимного текста.
Исследование способа распространения и доставки документа:
почтовое отправление,
доставка курьером,
расклейка в виде объявлений,
скрытая доставка, связанная с проникновением на охраняемый объект.
Исследование конверта при почтовой отправке.
место отправления,
дата отправления,
наличие штампов отделений связи,
индивидуальные особенности конверта.
Исследование материала-носителя текста документа:
насколько он соответствует тому, что имеется в вашем офисе;
какие отличительные особенности он имеет;
насколько носитель дефицитен и где можно найти аналогичный материал.
Способ нанесения информации на документ:
рукописный,
составлен из наклеенных букв газет и журналов,
пишущая машинка,
принтер компьютера,
индивидуальные особенности техники нанесения информации на носитель.
5. Психо-графологическая экспертиза решает вопросы зависимости между почерком объекта и чертами его характера, психическим состоянием и поведенческими характеристиками. Данный вид экспертизы позволяет диагностировать исследуемый объект, выполнив экспертную оценку всех его характерологических черт личности по образцу его подчерка.
К сожалению, данный вид экспертизы в реальных условиях мало применим, т.к. требует привлечения экспертов очень высокой квалификации. Аналогичное исследование с помощью компьютерных методик затруднено из за высокой стоимости данного программного обеспечения.
6. Морфологический и контент-анализ в ряду методов обработки информации занимают особое место. Причем они оба настолько просты и универсальны, что успешно используются как аналитиками спецслужб, так и экспертами коммерческих структур. Даже небольшая фирма, не располагающая значительными материальными и интеллектуальными ресурсами в состоянии провести подобные исследования и получить определенные результаты.
Контент-анализ занимается исследованием смыслового содержания текста, морфологический - его внешней формой. При их совместном использовании они позволяют достаточно полно нарисовать психологический портрет автора анонимного текста. Данные методы пригодны также и для исследования разговорной речи объекта оперативного интереса.
В основном эти методики базируются на нескольких принципах психологического плана.
1. Каждый человек сугубо индивидуален, и следовательно, создавая какой-то текст, от обязательно привнесет в него что-то личное, то есть информацию о самом себе. Задача состоит в том, чтобы правильно расшифровать скрытое между строк. Любой текст обязательно несет в себе информацию о своем авторе, об его жизненном кредо, опытности, профессиональном и общеобразовательном уровне.
2. Достаточно ясно и то, что любой текст отражает текущее состояние автора, его психики и эмоций. Вспомните самого себя во время написания чего-либо, и Вы сразу поймете, что каждый человек проецирует себя самого на то, что он пишет.
К сожалению, достаточно трудно идентифицировать тексты, написанные формализованным казенным языком. Чем текст ближе к стереотипу, тем труднее понять сущность его автора. И наоборот, чем больше текст отходит от шаблона, тем больше различной информации о его авторе можно получить.
Хочу отметить, что в данной статье будут даны только общие основы анализа, и к вершинам мастерства Вам по большей мере придется идти самостоятельно. Помимо этого надо обязательно учитывать, что любые предположения всегда носят исключительно вероятностный характер, поэтому не спешите делать по ним глобальные выводы, и пытаться строить математически точные и далеко идущие прогнозы.
Как я уже говорил контент-анализ является одним из самых эффективных средств оценки текста. Эта методика имеет давнюю историю. Первые упоминания о его применении на практике относятся к восемнадцатому веку, в то время подсчитывая частоту появления тем, связанных с Христом, церковь принимала решение о еретичности той или иной книги, и, следовательно, богопослушности того ими иного автора. Т.е. с самого начала именно репрессивный аппарат был его самым ярым приверженцем.
В новейшей истории самым ярким примером использования контент-анализа является работа американской военной цензуры в годы второй мировой войны. Основанием для обвинения в связях с нацистами редакторов СМИ служило выявление схожести в повторении определенных тем на страницах тех или иных изданий.
Как метод количественного изучения содержания информации для обнаружения в ней интересующих нас фактов контент-анализ строг, систематичен и, что самое главное, ориентирован на количественные показатели. Задача метода сводится к тому, чтобы просчитать, как представлены в имеющемся информационном массиве те или иные смысловые единицы.