Федеральная антимонопольная служба рассматривает возможность регулирования социальных сетей. По словам начальника управления информационных технологий ФАС России Владимира Кудрявцева, анализ социальных сетей запланирован на 2014 год.

«Мы периодически проводим анализ рынков и планируем их заранее вне зависимости от количества потенциальных нарушений на этих рынках», — пояснил он.

Анализировать ФАС планирует российский сегмент рынка социальных сетей — помимо «Одноклассников» и «ВКонтакте» может проводиться исследование и русскоязычной части Facebook и других международных социальных ресурсов.

«Пока у нас есть формулировка — «социальные сети». Определение географических и товарных границ этого рынка делается коллегиально на методическом совете ФАС под руководством заместителя руководителя службы Андрея Цыганова. В этом году у нас запланировано определение методических и методологических подходов к анализу этого рынка, — пояснил Кудрявцев. — Не исключено, что по итогам этой работы мы решим, что проведение анализа рынка соцсетей нецелесообразно».

Порядок анализа товарных рынков прописан в приказе ФАС России № 220. Документ содержит методические основы проведения исследования. Но эта методология плохо соотносится с рынками информационных технологий, в том числе рынками социальных сетей, интернет-поиска и т.д.

«Сложно определить географические границы и, в некоторых случаях, товарные границы — поэтому подобные вопросы будут вынесены на методический совет», — сообщил Кудрявцев.

Он не исключил, что по итогам работы совета ФАС может вынести предложение о разработке новых правил анализа, которые будут касаться только сегмента информационных технологий.

«Мы будем выходить с таким предложением, потому что по существующей нормативной базе проводить его практически невозможно», — заключил Кудрявцев.

Запланированное исследование делается для внутреннего использования, так как результаты анализа рынков часто представляют коммерческую тайну. Определение параметров критериев доминирования закреплено в законе № 135, они, в том числе, относятся к социальным сетям.

«Но рынок социальных сетей очень экзотический, и для ФАС России в том числе, поэтому наши стандартные подходы к анализу рынка следует несколько адаптировать для рынков информационных технологий», — сказал Кудрявцев.

В зависимости от возникающих признаков нарушения антимонопольного законодательства регулирование может потребоваться в совершенно различных отраслях, подчеркнул он.