"Гипс снимают, клиент уезжает. Лелик, все пропало!". Примерно так "катастрофически" и стремительно, казалось, вчера развивались события в итальянском парламенте, когда партия бывшего премьер-министра Сильвио Берлускони "Народ свободы" /НС/ воздержалась от голосования о вотуме доверия правительству сначала в верхней палате /сенате/, а потом и палате депутатов.
Технический кабинет Марио Монти, назначенный чуть более года назад после отставки Берлускони, оказался на грани кризиса. И хотя вотум доверия в итоге был получен в обеих палатах - при рекордно низком за все время правления Монти числе голосов "за", проблема не исчерпана.
Как пишут сегодня местные обозреватели, "агония Марио Монти началась", и совпадает она с предвыборной кампанией политических партий, остававшихся до сих пор на второстепенном плане.
В ноябре прошлого года Монти, признанный экономист с кристальной репутацией, был призван /с подачи президента Джорджо Наполитано/ вывести страну из острой фазы кризиса, когда экономические показатели в Италии грозили крахом всей еврозоны. На фоне очевидных успехов на европейском уровне и возвращения авторитета и доверия Италии, внутренние экономические показатели ухудшились. Страна, согласно прогнозам, останется в рецессии и весь будущий год при увеличении числа безработных и снижении потребительской способности населения. На эти негативные результаты работы Монти указывает Берлускони, который после колебаний и противоречивых заявлений, вроде бы, готов вновь выдвинуть свою кандидатуру.
"Так больше продолжаться не может. Ситуация  хуже, чем год назад. Безработных стало на миллион больше, внешний долг продолжает расти, покупательная способность населения снижается, налоги достигли максимальных размеров, люди не способны платить самые базовые, автомобильный рынок в руинах, компании и предприятия закрываются из-за банкротства", - сказал 76-летний политик, который, тем не менее, лично пока однозначно не объявил о своем окончательном решении.
"Ко мне многие обращаются с просьбой вновь выдвинуть свою кандидатуру", - опять уклончиво сказал он. Тоже самое он говорил и раньше, в противоположном контексте того, что всегда готов выполнить свой долг, но уже не на первых ролях.
Итальянская политика всегда похожа на увлекательной детектив /мало понятный за пределами страны/, но нынешний сюжет особенно закручен. И в центре его вновь сумел оказаться неувядаемый "кавальере". Главный вопрос: что он хочет?
Его решение /а это было именно его решением/ об отказе участвовать в голосовании за вотум доверия кажется "полумерой", больше демонстративным жестом. Бывшей правящей партии по-прежнему принадлежит относительное большинство голосов в парламенте /147 в 315-местном сенате и 344 в 630-местной нижней палате/. И если бы НС захотела быстрого и однозначного конца технического кабинета, достаточно было бы проголосовать "против" вотума доверия. Суммировавшись с голосами бывших союзников из "Лиги Севера" и левой партии "Италия ценностей", сейчас представляющих непримиримую оппозицию /они с самого начала возражали против назначения "правительства банкиров"/, большинство было бы утрачено. Соответственно, по технологии, это ведет к роспуску парламента и объявлению новых выборов или назначению новых технократов /до апреля 2013 года, когда истекает мандат легислатуры/.
Нынешнее большинство в итальянском парламенте аномальное и держится на политическом договоре. Депутаты разных, в том числе оппозиционных фракций объединились для поддержки технического правительства Марио Монти, чтобы дать возможность ему работать. Кабинет за 55 недель 44 раза объявлял голосование о вотуме доверия. К этой процедуре прибегают для скорейшего принятия того или иного документа в предложенном правительственном виде, чтобы он не мог более быть модифицирован в парламенте. Поначалу Монти получал небывалую для любой избранной власти поддержку - более 400 голосов. Однако за истекший год, в течение которого были приняты по большей части законы, направленные на экономию средств и ужесточение экономической дисциплины, находить компромисс с политическими партиями становилось все сложнее.
Поводом для фактического выхода из парламентского большинства НС послужило достаточно неуклюжее заявление министра экономразвития Коррадо Пассеры. Он косвенно дал понять, что намерения Берлускони вновь баллотироваться на грядущих весной выборах "отбрасывает страну назад". По версии политических оппонентов из Демократической партии /ДП/, сторонники экс-премьера решили лишить правительство доверия в связи с готовящимся законом, не допускающим участие в выборах людей, которые имеют судимости. Документ, запрещающий участие в государственной деятельности приговоренным к тюремному сроку более чем на два года, был в четверг же одобрен на заседании Совмина. В нынешнем парламенте много депутатов с прошлыми и текущими проблемами с правосудием - достаточно послушать поименное голосование: Альдо Бранкер - приговорен к двум годам за мошенничество, для "спасения" его от суда в свое время Берлускони создал под него целое министерство /его мандат длился всего несколько дней/; Никола Козентино - парламент проголосовал за разрешение его ареста по обвинениям в связях с организованной преступностью в Неаполе, где он был региональным советником НС; сенатор Делль Утри, личный друг Берлускони просто притча во языцех - не вылезает из судов Палермо уже лет 20 /в длинном списке обвинений есть и вымогательство и шантаж Берлускони/. Сам экс-премьер недавно был признан виновным по делу о мошенничестве его компании "Медиасет" и приговорен к четырем годам /к году по амнистии/ тюрьмы. Правда, это решение может быть еще оспорено в апелляционном суде.
Президент Наполитано призвал "не пускать все под откос". В повестке дня до истечения срока этой легислатуры еще два важнейших документа, которые должны быть одобрены. Это - так называемый "закон о стабильности" /очередной экономический документ/ и, главное, реформа избирательного законодательства. Последнее - особенно актуально в виду приближающегося голосования. В Италии давно все говорят, что избираться по существующему закону, который красноречиво называют "свинарником", больше невозможно. Но уже прошли трое выборов под обещания кандидатов срочной реформы, но сразу после победы вопрос, который вызывает ожесточенные споры, откладывался в дальний ящик.
В центре нынешней бури, похоже, стоят выборы, точнее их дата. Если год назад партии были в полной растерянности, то, сейчас готовы предложить свои решения кризису. Оппозиционная НС Демократическая партия /ДП/ заботиться о социальной составляющей - жесткие и непопулярные меры технократов привели к обострению социальной напряженности. НС просто "мстит": в ноябре Берлускони под давлением экономического кризиса "пожертвовал собой", и ради чего?! Теперь он хочет предстать "добрым дядюшкой", который защитит страну от диктата Меркель /немного отдает национализмом и антиевропейскими настроениями, которые уже мы видели в Греции/.
Итак, в отношении даты новых выборов приводятся три сценария. Во многом они определяются и тем, что две важнейшие области - Лацио и Ломбрдия - обезглавлены. В результате коррупционных скандалов в отставку подали их губернаторы. Согласно закону, новое голосование за главу администрации области должно состояться в течение 90 дней. В Лацио этот срок истекает в феврале. Таким образом, первая дата выборов называется - 3-4 февраля. Это в случае, если НС, которая выступает за единый "день выборов", все-таки проявит решимость и отправит Монти в отставку. Если партия Берлускони проявит "ответственность" и сдержит обещание принять "закон о стабильности", голосование о котором намечено на начало года, выборы могут быть назначены на 10-11 марта. В случае натурального истечения срока легислатуры выборы должны состояться в апреле.
Главная загадка заключается в том, на что надеется Берлускони. Перспектива его участия в выборах, во-первых, вызывает аллергию на мировых финансовых рынках. Только предположение сразу ведет к повышению пресловутого спреда /переменной, означающей разницу доходности гособлигаций Италии и Германии и, следовательно, бремя для обслуживание внешнего долга/. Только его показатель впервые за год опустился ниже 300 пунктов с почти 600 в ноябре 2011 года, как нынешняя политическая нестабильность вновь подорвала доверие рынков. Во-вторых, кандидатура Берлускони вызывает нервный смех, и уже не только в Европе. Слишком изменились взгляды в кризисные времена. Такие экстравагантные политики больше не в моде.
Единственно кому выгодны новые выборы в сжатые сроки - это ДП. Левый центр успешно провел праймериз, которые оказались очень выгодным предвыборным шагом и сильно подняли престиж партии. Ее секретарь Пьер Луиджи Берсани выбран кандидатом в премьеры. У него же сейчас наибольшие шансы возглавить будущее правительство. Согласно рейтингам, ДП сегодня получила бы почти 40 проц голосов. Результат же НС  не превысил бы 18 проц. Это почти столько же, сколько у только появившегося альтернативного нигилистического "Движения 5 звезд" комика Беппе Грилло.
На этом фоне действия Берлускони похожи на политическое харакири или "убийство Цезаря". Проблема еще и в том, далеко не все члены НС поддерживают идею о бессменном лидерстве "кавальере". Некоторые уже не подчинились его распоряжению /разосланному в смс-сообщении/ не голосовать за вотум доверия Монти. Праймериз, которые, было, правый центр тоже собирался провести, отменены. "Какой смысл, если баллотироваться будет Берлускони", - сказал вновь "подмятый" авторитетом старшего Анджелино Альфано, которого все прочили в "преемники". Но, очевидно, с Берлускони НС далеко не уйдет, как не уйдет далеко и без него.