Итогом этой борьбы может стать изменение правил использования электронных денег для оплаты товаров, работ и услуг. Когда в середине января этого года Национальный Банк Украины официально сообщил, что система WebMoney Transfer осуществляет электронные денежные переводы без согласования с регулятором — читай, работает вне закона — это должно было сразу отвадить от неё клиентов в Украине. Но этого не случилось. Более того, предупреждение не подействовало не только на пользователей услуг компании, но и на коммерческие банки. В отделениях многих из них сегодня можно без труда купить услуги WebMoney. Хотя официально, по данным НБУ, ни один из банков в Украине с WebMoney Transfer не сотрудничает. Хотя финучреждения и слукавили, санкций со стороны регулятора не было. Парадокс объясняется просто: на этом рынке нет четких правил. Но есть стабильно растущий спрос.
В отличии от традиционных систем перевода, сервисы электронных денег, предусматривают открытие электронных кошельков, оперируют с заменителями денег. Чтобы совершить платеж при их помощи, необходимо сначала купить за реальные деньги платежные средства системы (обязательства), которые, по сути, есть не что иное, как сурогат денег. Они зачисляются на специально открытый для целей расчёта электронный кошелёк пользователя. И потом используются последним для перевода в пользу третьих лиц, в том числе для оплаты товаров, работ и услуг. После поступления средств на электронный счёт получателя, тот обналичивает их, то есть переводит из суррогатной формы в реальную — как путём зачисления на банковский счет, так и в наличку.
В отличие от банковских, такие переводы не подпадают под действие норм валютного законодательства, не имеют ограничений по суме перечислений. Но, наиглавнейшее, обеспечивают каждой из сторон анонимность участия: для открытия электронных кошельков, в отличие от банковского счёта, не нужны ни паспортные данные, ни идентификационный код. Преимущества для бизнеса, работающего в условиях экономической нестабильности и высокого налогового давления, более чем очевидны. Электронные кошельки повсюду используются не только компаниями, ведущими бизнес в интернете, но и теми, кто предоставляет услуги офлайн: ведь перевести в наличку средства не представляет большого труда.
Появившись сравнительно недавно (в средине 1990-х), системы электронных денег, использующие при расчётах денежные заменители, наиболее бурное развитие получили на постсоветском пространстве. Большинство из них имеют корни в СНГ. Какие их обороты в Украине — неизвестно. Ни один из надзорных органов в стране не владеет такой статистикой, а сами игроки неохотно раскрывают итоги своей деятельности. WebMoney последний раз опубликовала финрезультаты за Украину год назад. По итогам 2009-го её оборот по Украине превысил 1,3 млрд грн. По данным Интернет Ассоциации Украины (ИнАУ), на долю WebMoney приходится до 80% отечественного рынка электронных денег. Несложно подсчитать, что объем всего рынка составил под 2 млрд грн.
Свыше 10 систем электронных денег в Украине используют при расчётах денежные суррогаты. Именно этот нюанс позволяет им утверждать, что их действия не подпадают под регулирование со стороны Нацбанка или Госфинуслуг.
«WebMoney Transfer — это технология. В каждой стране этой технологией пользуются компании, которые работают в рамках законодательства своей страны. В Украине технология WebMoney используется для учёта и передачи обязательств, четко описанных в Гражданском кодексе, и не требуют никаких дополнительных согласований» — объясняет Елена Фомина, директор по связям с общественностью WebMoney в Украине.
Такая аргументация срабатывала на протяжении более чем пяти лет работы в Украине, аж до июня 2008-го, когда НБУ впервые попробовал взять под контроль сферу деятельности электронных денег, оборачивающихся вне банковской системы. Ограничения, введенные Решением НБУ №178, в части размера кошелька — до 5 тис. грн., валют кошелька (только гривна), а также предоставления исключительно банкам права открывать кошельки их клиентам, привели к уходу из рынка ряда игроков. Например, в конце 2008 г. Приватбанк остановил работу своих партнерских систем Limonex и Ukrmoney. От работы в Украине отказались и Яндекс.Деньги. А вот оставшиеся структуры, наибольшая из которых Webmoney, продолжили работать по старым правилам, то есть игнорируя решение Нацбанка. И тот, как видно, последующие два года сохранял по этому поводу молчание.
В 2009-м году такие системы были взяты под плотную «опеку» налоговиками, считающими, что электронные кошельки могут использоваться в схемах оптимизации. Например, с партнеров Webmoney начали массово взыскивать НДС — за оплату мобильной связи или покупку самих денежных суррогатов Webmoney. Судебные тяжбы тянулись около года. Пока представителям системы в Украине — ООО «Украинское гарантийное агентство»— не удалось найти общий язык с фискалами. Летом 2010-го ГНАУ направила «Украинскому гарантийному агентству» письмо, согласно которому операции по продаже услуг системы не подлежат налогообложению НДС.
Но вскоре на арену снова выходит Нацбанк. В ноябре 2010-го «Положением об электронных деньгах» (№481) он обязал все системы, работающие с электронными кошельками, подать и зарегистрировать в НБУ правила работы до 1 апреля 2011 года. Иначе системы объявлялись вне закона. Но уже в конце декабря Нацбанк спешно приостановил действие своего же распоряжения: финансисты спохватились, что для полной легитимизации электронных денег в Украине необходимо внести изменения в Закон «О платежных системах и переводе денег в Украине». Хотя, два банка (только банки, по мнению НБУ, могут выступать эмитентами электронных денег) таки успели зарегистрировать свои системы электронных денег. Это Monexy (банк «Контракт’») и «Макси» (Виейби Банк). Еще четверым придется ждать до внесения изменений в законодательство. По данным «Власть Денег», в НБУ лежат заявки на регистрацию правил систем Глобалмани банка «Украинский капитал», Shiftpay Первого инвестиционного банка, «Электронные деньги» РайффайзенБанка Аваль, і. Webmoney note — дочерней системы Webmoney, пытающейся пройти регистрацию через «Украинский професиональный банк».