По информации Банки.ру, Сбербанк задумался над созданием программы лояльности по корпоративным картам. Несмотря на то что на рынке таких карт пока не очень много, спрос на них растет из года в год. Однако банкиры не считают, что для подобного продукта необходимо придумывать специальную программу лояльности, сомневаясь в ее эффективности.
Согласно документации, которая оказалась в распоряжении портала Банки.ру, чтобы укрепить свои позиции на рынке корпоративных клиентов, Сбербанк рассматривает возможность создания программы лояльности для данного сегмента. «Сбер» готов потратить 3,2 млн рублей на изучение отношения клиентов — юридических лиц к изменению функциональности банковских карт для корпоративных клиентов. Речь идет как о программе лояльности, так и о внедрении индивидуального дизайна корпоративных карт, в том числе за дополнительную плату.
Среди потенциальных пользователей обновленных корпоративных карт Сбербанк видит компании из сегмента микробизнеса (годовая выручка до 60 млн рублей), малого бизнеса (60—400 млн) и среднего бизнеса (400 млн ? 2,5 трлн) из Москвы и городов-миллионников.
Запрос Банки.ру о том, когда можно ожидать появления обновленных корпоративных карт и какие условия планируется предложить участникам программы лояльности, в Сбербанке оставили без ответа.
Корпоративная карта — это банковская карта, которая привязывается непосредственно к счету юрлица и выпускается на имя уполномоченного сотрудника, указанного компанией. Она используется сотрудниками компании для оплаты накладных, транспортных, командировочных и прочих расходов, а также, при необходимости, для получения наличных. В зависимости от действующих в банке условий, можно открыть ограниченное или неограниченное количество корпоративных карт к одному счету. По каждой из таких карт можно установить неснижаемый остаток, запрет на снятие наличности или иные опции. За обслуживание каждой корпоративной карты со счета юрлица удерживается плата за годовое обслуживание. Как правило, она составляет не менее 1 тыс. рублей.
Как указано на сайте самого Сбербанка, основными преимуществами корпоративной карты являются отсутствие необходимости открытия валютного счета и покупки иностранной валюты при командировании сотрудника за пределы Российской Федерации, снижение операционных затрат (по сравнению с практикой выдачи-приема денежных средств сотрудникам «под отчет»), эффективное управление расходами, анализ расходования средств сотрудниками и контроль оборота наличности, возможность оперативного увеличения расходного лимита по корпоративной карте командированного сотрудника в случае необходимости и сокращение затрат, связанных с получением наличных денежных средств через кассу банка.
Традиционно выпускается два вида корпоративных карт — Visa Business и bump Business. По ним предусмотрены программы лояльности от самих платежных систем. Например, по программе Visa Commercial предоставляются скидки в отелях, турфирмах, таксопарках и прочих организациях в размере до 20%.
В России корпоративный пластик, помимо Сбербанка, предлагают как крупные, так и относительно небольшие кредитные организации — ВТБ 24, Альфа-Банк, Бинбанк, Банк24.ру, СМП Банк, ЮниКредит Банк, Темпбанк, Национальный Банк Развития Бизнеса, Плюс Банк, Интерпрогрессбанк и др.
Заместитель начальника управления пластиковых карт ВТБ 24 Алла Бурмистрова считает, что на текущий момент на российском рынке еще нет достаточной конкуренции в части бизнес-карт, поэтому немногие банки развивают собственные программы лояльности для юридических лиц.
«При этом платежные системы предлагают хорошие возможности для банков, чтобы использование бизнес-карт было более привлекательно для клиентов. В частности, сейчас мы прорабатываем возможность применения индивидуальных инструментов, предлагаемых для стимулирования выпуска и использования корпоративных карт компанией Visa», — поделилась планами Бурмистрова.
По словам заместителя руководителя блока банковских карт Бинбанка Светланы Лесняк, основным показателем при выборе корпоративных карт является удобство их использования и тарифы по ним. Говорить о какой-то полноценной программе лояльности для держателей пластика, по мнению Лесняк, не представляется возможным, так как затраты по корпоративным картам несет предприятие, а не держатель и мотивировать его на использование карты нет необходимости. «Основным направлением для повышения лояльности могут быть скидки и специальные предложения при использовании карты в том или ином торгово-сервисномпредприятии, позволяющие тем самым сократить корпоративные расходы», — отмечает наша собеседница.
Как рассказала вице-президент СМП Банка Елена Дворовых, сейчас в России используется несколько сотен тысяч корпоративных карт. Однако спрос на этот продукт растет очень высокими темпами. Например, по сравнению с 2012 годом в 2013-м спрос на корпоративные карты увеличился в два раза.
«В последнее время юридические лица стали все чаще использовать корпоративные карты не только для хозяйственных и представительских расходов, но и в основной деятельности. В современном мире очень важна оперативность, а корпоративная картапозволяет юрлицу одномоментно провести оплату того или иного товара либо услуги и получить отчет о проведенной трансакции, — объясняет Дворовых. — Я думаю, что крупным клиентам, которым действительно интересно использование корпоративных карт, программы лояльности по ним не так важны. Скорее, их интересует размер процентной ставки по кредиту. Программа лояльности к таким картам идет просто как дополнительный бонус».