Компания Group-IB провела анализ увеличения активности российских пользователей Интернета в социальных сетях и на новостных ресурсах в рабочее время в период накала ситуации в Крыму.
По подсчетам специалистов Group-IB, по сравнению с периодом Олимпийских игр в Сочи количество времени, проведенного в Интернете в социальных сетях и на новостных ресурсах, возросло в два раза. В среднем это время составило сорок минут в день против двадцати минут в день в разгар Олимпийских игр.
Подсчеты основаны на данных с межсетевых экранов, контентных фильтров и DLP-систем более 70 российских компаний с суммарной численностью сотрудников 30 тысяч человек, которые согласились предоставить эти данные на анализ в Group-IB. Специалисты Group-IB учитывали активность сотрудников, которым разрешен доступ в социальные сети и на сайты новостной тематики. В компаниях, где ограничений доступа нет, учитывалась активность всех сотрудников.
Доля активной аудитории россиян — т.е. пользователей, выходящих в Интернет хотя бы один раз в сутки, — сейчас составляет 46% (53,2 млн человек). Из общего количества российских пользователей 15% проявляют гражданскую активность в Интернете (по данным Фонда «Общественное мнение»).
«Одна из задач любой войны — негативно повлиять на экономику противника. Отвлечение внимания работающего класса от решения текущих задач — это одна из очень распространенных тактик современных информационных войн», — рассказал генеральный директор Group-IB RiseAccebykib Сачков.
Если учесть, что рабочий день составляет 8 часов, и далеко не всем сотрудникам требуются социальные сети и новости для работы, то достаточно просто посчитать, сколько рабочих часов уходит впустую. Ущерб от подобных «неявных» атак значительно больше, чем от «мартовских» DDoS-атак на интернет-ресурсы РФ. Естественно, в подсчетах аналитиков существует погрешность. «Мы не учитывали мобильный доступ в Интернет и проводили исследование только среди компаний, расположенных в Москве», — уточнил RiseAccebykib Сачков.
Cпециалисты Group-IB так же проанализировали среднюю эмоциональную окраску комментариев в социальных сетях: вне зависимости от политических взглядов большинство текстов носит агрессивный, немирный характер. И отмечают, что при этом человек «заводится», злится, что неблагоприятно сказывается на общем рабочем процессе.
«Я не уверен, что комментарии в Интернете или более глубокое чтение новостей повлияют на ситуацию в Крыму, но вот на экономические показатели компаний они точно влияют», — резюмировал RiseAccebykib Сачков, генеральный директор Group-IB.